Дивали. Праздник света

С 14 по 18 ноября в Индии отмечают один из самых красивых и ярких праздников – Дивали.

Дивали или Дипавали на санскрите означает «огненная гроздь». Это праздник света, разрушающего тьму. Фестиваль огней символизирует победу добра над злом. 

Существует несколько легенд, связанных с праздником. Одна из них рассказывает, что давным-давно жил в Айодхьи принц Рама. Он был изгнан вместе со своей женой Ситой из своего царства. Они поселились в лесу. Но ужасный демон Равана украл Ситу, и Рама вступил в борьбу с чудовищем. Помогал принцу царь обезьян Хануман. Горы и скалы он обрушивал на полчища врагов в последней битве с Раваной. Столбы огня извергались из земли, и молнии полыхали на небесах. Демон был побеждён, а Рама возвратился с женой в своё царство и был провозглашён царём, и именно это событие празднуется в Индии. 

По другой версии мудрое правление Рамы знаменовало избавление от духовного мрака. Зажигаемые огни символизируют возвращение человечества из тьмы к свету. 

Ещё одна версия гласит, что в это время богиня Лакшми вышла замуж за бога Вишну, Кришна уничтожил демона Наракасуру, а братья пандавы вернулись из двенадцатилетнего изгнания.

 

Сам праздник длится 5 дней.

 

Первый день называется Дхантерас, или Дханвантари Трайодаши, или Ямадипдан.

Считается, что в этот день из вод Молочного океана появился божественный врач, воплощение бога Вишну, отец медицины и аюрведы, Дханвантари.

Другая красивая легенда гласит, что однажды, по предсказаниям, некий царевич в день после свадьбы должен был умереть от укуса змеи. Желая спасти принца, его жена сложила все украшения, золото и серебро в большую груду у входа в покои мужа и зажгла большое количество лампад. Чтобы царевич не задремал, она всю ночь рассказывала истории и пела песни. Когда бог Яма в обличье змеи пришел в дом, то был ослеплен невероятным сиянием. Он заполз на вершину кучи и всю ночь слушал красивые песни, а утром ушёл. Благодаря этой истории первый день Дивали называют Ямадипдан, и светильники не гаснут всю ночь в знак поклонения Яме.

В этот день убирают и обновляют свои дома. Женщины покупают золото и серебро или что-либо из кухонной утвари.

 

Второй день – Нарак Чатурдаши, или Малый Дивали.

В этот день индуисты отмечают уничтожение демона Наракасуры господом Кришной и его супругой Сатьябхамой.

Некоторыми верующими также почитается господь Яма в этот день. Ему трижды делаются подношения. У входа в дом по направлению к югу (эта сторона света связана с Ямой) выставляется маленькая масляная лампада.

Одиночно зажженная лампада в этот день – это также напоминание о лампаде Бхараты, брата Рамы, свет которой приветствовал возвращение домой принца.

Во второй день полы в доме и двор покрываются красочными узорами ранголи. Женщины украшают свои руки рисунками мехенди. Семьи заняты приготовлением сладостей для основного дня Дивали. Это день посещения друзей, деловых партнёров и родственников и обмена подарками.

 

Третий день Дивали – праздник огней.

Этот самый важный день выпадает на тёмную, безлунную ночь. Повсюду запускают фейерверк, а зажжено большое количество огней. Вечером проходит молитва Лакшми, богине процветания и богатства. 

Люди открывают окна и двери домов, ставят на подоконники и балконы зажжённые лампады, приглашая Лакшми в свой дом. Люди просят прощения друг у друга за ошибки, совершённые намеренно или нечаянно, возобновляются отношения, дарятся подарки и сладости. Молодые члены семьи навещают старших.

 

Четвёртый день Дивали – Говардхан Пуджа, или Балипратипада, или Падва.

В четвёртый день звучит молитва в честь того, что Кришна, подняв холм Говардхан, спас жителей Вриндавана. Много лет тому назад жители деревни близ холма Говардхан молились богу Индре. Они верили, что Индра даст дождь для хорошего урожая. Господь Кришна убедил жителей деревни поклоняться холму Говардхан, потому что именно этот холм и земля вокруг него – источник их изобилия. Народ послушал Кришну. Однажды ночью, когда все жители спали, Индра отомстил им, наслав гром и проливной дождь на деревню. Кришна спас людей, подняв одним пальцем верхушку холма, и все смогли укрыться под Говардханом.

 После молитв божествам подносится неисчислимое количество различных сладостей и блюд, после чего верующие принимают эту освященную пищу.

Ещё одно название четвёртого дня Дивали связано с историей о господе Вишну, чьё воплощение в образе карлика усмирило царя Бали и низвергло его в нижние миры. Бали было разрешено возвращаться на Землю однажды в году, чтобы зажечь миллионы огней, которые развеют темноту и незнание и распространят любовь и мудрость.

Другой традиционный обычай в четвёртый день называется Падва. Он связан с почитанием супружеской любви и верности. В этот день мужья дарят своим женам подарки. Дочери, недавно вышедшие замуж, вместе с супругами приглашаются в родительскую семью на особый ужин.

 

Пятый день Дивали – Бхая Дуджа или Ямадвитья.

Бхая Дуджа, или День братской опеки, знаменует особые отношения между братьями и сёстрами. Сёстры наносят тилак, священный знак, на лоб братьев, повязывают защитную нить вокруг их запястья, угощают их сладостями, проводят арати и молятся об их здоровье и счастье. Братья, в свою очередь, дарят сёстрам подарки как знак своей любви и опеки.

По одной из легенд, в этот день бог Яма навестил свою сестру Ями, поэтому другое название пятого дня Дивали – Ямадвитья.

Этот праздник важен для жителей Индии. Многие торговцы считают этот день началом нового года, приводят в порядок счета, подправляют к нему дела. Влюблённые стараются сыграть свадьбу, а кто-то считает его альтернативой Новому году. Фестиваль — это ежегодный период возвращения домой и объединения семей, он выступает как символ единения семьи.

Это прекрасное время для того, чтобы оставить в прошлом негативное и отжившее и впустить свет в своё сердце и дом.

 

Статью подготовила Татьяна Горковенкова, ученица Школы «Камала Вана Джйотиш».

 

Копирование статьи разрешено. Использование статьи в собственных целях разрешено.

Если есть возможность – укажите, пожалуйста, ссылку на наш сайт. 

 

Другие авторские статьи